Эта тема стала главной на заседании «круглого стола» в городском Совете ветеранов.

Вначале надо напомнить, а тем, кто не знает — сообщить о том, что в России действует Стратегия повышения финансовой грамотности, которая утверждена председателем правительства РФ 25 сентября 2017 года. В её рамках запущен проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который реализуется Минфином России совместно со Всемирным банком. Также в нём участвуют Роспотребнадзор, Центробанк РФ, федеральный министерства, ведомства и организации.

Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Одним словом «финансовая грамотность» — понятие всеобъемлющее и касается буквально всех вопросов, где фигурируют человек и деньги — от ведения семейного бюджета и взаимодействия с кредитными организациями до пенсионных накоплений и работы со страховыми инструментами.

Цифровая гигиена

новости курган

Однако, если мы будем говорить о развитии финансовой грамотности среди пожилых граждан или, как принято их сегодня называть, «людей серебряного возраста» и о ситуации именно в Зауралье, то здесь есть одна проблема. А именно — сейчас необходимо делать акцент не на финансовом «ликбезе» как таковом, а на финансовой безопасности. Именно эта тема стала главной на заседании «круглого стола» в городском Совете ветеранов. Обозначение проблем финансовой безопасности в «серебряном возрасте» и поиск путей их решения занял практически два часа.

Предваряя обсуждение, председатель Совета Александр Мазеин отметил, что целью круглого стола является экспертное обсуждение проблем финансовой безопасности, специфики рисков и подходов к повышению финансовой грамотности людей предпенсионного и пенсионного возрастов в Курганской области и выработки стратегии работы с этой социальной группой.

Научный руководитель проектов «Жизнь после финансового шока» и «Жилфин» Антон Табах отметил, что в качестве эксперта проекта по повышению финансовой грамотности он видит такую проблему: сами по себе пенсионеры на первый взгляд финансово грамотны: семейный или личный бюджет ведут, кредитов не берут, средства экономят. Но как только встаёт вопрос об использовании современных технологий, то эти люди по причине излишней доверчивости либо попадают в сети мошенников, либо откликаются на навязчивую рекламу кредитных организаций, в первую очередь, микрофинансовых. Последние особенно заинтересованы в том, чтобы давать деньги взаймы данной категории граждан, поскольку пенсионеры являются, несмотря на низкие доходы, самой финансово дисциплинированной группой населения и тем самым идеальными клиентами для любой финансовой организации. Московский экономист поддержал основную идею круглого стола: надо от финансовой грамотности переходить к концепции финансовой безопасности. А она включает не только финансовую грамотность, но и, как выразился Антон Табах, финансовую гигиену и цифровую гигиену. А это требует участия в процессе представителей финансового сектора и государственных органов, работающих с населением.

Доцент Курганского госуниверситета Татьяна Кирик, координатор проектов по финансовой грамотности в Зауралье, обратила внимание на следующие цифры. Почти 36 процентов населения Курганской области являются пенсионерами, причём их доля растёт из года в год. Средняя пенсия по региону составляет 13 тыс. рублей, таким образом о никаком инвестиционном доходе фактически речи быть не может, речь идёт о выживании, о том чтобы стабильно поддерживать свой уровень жизни и сохранить то, что есть. При этом пенсионеры — это не просто часть населения, а очень серьёзный социально-экономический фактор, в том числе культурообразующий и градообразующий фактор. В группу риска граждан «серебряного» возраста затягивают три основные причины. Во-первых, это то, о чём говорил Антон Табах — низкий, но при этом стабильный доход. Во-вторых, особенности менталитета: как российского вообще, так и образа мысли и действий именно старшего поколения, которое воспитывалось в Советском Союзе. И действительно, мы уже скоро треть века живём при капитализме, где человек-человеку волк, но люди, получившие воспитание в СССР, по-прежнему думают, что это не так. Наконец, в третьих, пенсионеры часто теряют социальные связи: родные и друзья умирают, коллег по работе нет. И если, например человек средних лет, скорее, займёт небольшую сумму денег у друзей, то что делать одинокому пенсионеру в случае финансовых проблем? Поэтому и обращаются они в ларьки с завлекательной надписью «Деньги до зарплаты», и, заняв 5 тысяч, через несколько месяцев отдают намного большую сумму. Татьяна Кирик считает, что среди пенсионеров необходима системная работа по восстановлению социальных связей, за счёт создания каких-либо клубов по интересам, и других форм организованности, а пока, по её мнению, этот аспект у нас в регионе представлен слабо.

Гарантий нет ни у кого

новости курган

Начальник отдела по расследованию преступлений, совершённых с использованием средств сотовой связи СУ УМВД России по городу Кургану Роман Макаров рассказал об основных способах и причинах совершения дистанционных преступлений, жертвами которых зачастую становятся пенсионеры.

Прежде всего, это звонок или смс на мобильный с сообщением о том, что «ваша карта заблокирована». Именно с подобного рода преступлений зародились эти виды хищений. В настоящее время мошенники значительно усовершенствовали способы. Раньше потерпевший следовал к банкомату, где, действуя по указке злоумышленников, переводил свои денежные средства на подконтрольные им счета. Теперь, в связи с появлением онлайн переводов, жертва мошенников никуда не идёт, ей достаточно ввести так называемый одноразовый пароль и средства со счёта потерпевшего мгновенно оказываются у преступников. В этом и прошлом годах стал актуальным новый способ хищения. Многие пенсионеры покупают биологически активные добавки. Злоумышленники звонят жертве и предлагают получить компенсацию за якобы фальшивые БАДы. Но для этого необходимо оплатить некую сумму, например транспортные расходы. Способ, как подчёркивает Роман Макаров, нехитрый, но преступники почти никогда не ошибаются. При этом сумма ущерба, которая наносится гражданам, порой начинается от ста тысяч и доходит до полутора миллионов рублей. Те, кому не хватает денег, как раз таки бросаются к друзьям, у которых «под подушкой» припрятаны солидные суммы. Третий способ, который, как считает полицейский, говорит даже не об отсутствии финансовой грамотности у граждан, а об её отрицательной величине — это покупка или продажа вещей, аренда квартир через интернет-площадки. Злоумышленник говорит, что готов предоставить задаток, но только вот у него возникли какие-то проблемы с банковской картой. Поэтому он просит сообщить не только номер кредитки жертвы, но и коды на оборотной стороне и одноразовый пароль, который приходит по смс.

— Мы об этом постоянно говорим, но до народа не доходит. Видимо, когда злоумышленник говорит, что готов перечислить задаток, при том очень большой, это сводит уровень критического мышления на нет, — констатирует Роман Макаров.

Представитель органов правопорядка перечислил основные группы риска: первая это женщины 35-50 лет, которые имеют средний доход и работают в бюджетной сфере. Вторая — это пенсионеры и третья — все остальные. При этом, как отмечает полицейский, гарантий нет ни у кого — потерпевшими по уголовным делам были и доктора наук, и кандидаты, и люди просто суперобразованные, и директора компаний.

— Если человек думает, что его это не коснётся и его невозможно обмануть — он очень сильно ошибается и автоматически себя перемещает в группу риска, потому что лица, которые совершают преступления, придумывают очень изощрённые способы, — подчёркивает Роман Макаров.

Он назвал и основные объективны причины, которые которые способствуют совершению таких преступлений. Их можно разделить на три больших группы. Первое — это слабый контроль банков и банковских организаций. Те продукты, которые у нас в настоящее время распространяются, нацелены в первую очередь на извлечение прибыли.

— При этом уровню безопасности уделяется недостаточное внимание, — заявил подполковник полиции.

Здесь имеется в виду, что те же самые пенсионеры непонятно для чего создают личные кабинеты, подключают мобильные банки и автоплатежи, то есть тот спектр услуг, который им в принципе не нужен. И хотя банковский сектор утверждает, что он никому ничего не навязывает, Роман Макаров привёл пример, опровергающий это. Одна из потерпевших пострадала на очень крупную сумму. У неё имелись банковские карты в четырёх кредитных учреждениях и для всех из них были открыты на мобильном устройстве личные кабинеты. Когда следователь задавал потерпевшей вопрос о том для чего они нужны и как этим пользоваться, то сотрудники полиции пришли к выводу, что она просто даже не в курсе того, что эти инструменты были установлены.

Далее, у сотрудников правопорядка есть вопросы к операторам сотовой связи, так как ни одно подобное преступление не происходит без использования мобильников. В частности, сим-карты оформляются на несуществующих лиц, либо на третьих лиц, что устанавливается в ходе расследования преступлений. Наконец третья большая группа — это как люди с низким уровнем финграмотности. Роман Макаров привёл трагикомический случай. Одной из потерпевших при вышеупомянутом способе мошенничества с якобы фальшивыми лекарствами незадолго до этого участковый вручил памятку с описанием в том числе и такого вида преступлений. При расследовании выяснилось, что именно на этой памятке женщина и записывала банковские реквизиты и мобильные номера мошенников, которые выманили у неё деньги.

Подобные же примеры есть и у социальных работников. Заместитель директора Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану Тамара Яцута, рассказала, что бывали случаи, когда социальный работник приносил раздаточный материал, объяснял, какие бывают виды мошенничества и через несколько минут после его ухода в ту же дверь заявляются злоумышленники и спокойно обманывают пенсионера. Пожилые люди не готовы отдать копеечные суммы за платные услуги Центра и в то же время легко вручают мошенникам десятки тысяч рублей за какие-нибудь «чудодейственные» приборы или средства.

Финансовый омбудсмен

новости курган

Тем не менее, работа над повышением финансовой грамотности набирает обороты. Директор благотворительного Фонда развития и поддержки местного сообщества Курганской области «Вместе с нами» Лилия Маслова рассказала о проекте «Финансовый наставник», который реализуется её Фондом с использованием средства гранта Фонда Тимченко в рамках программы «Активное поколение». Также поддержку оказывает Благотворительный фонд развития города Тюмени. Цель проекта — формирование финансовой культуры старшего поколения города Кургана через клубные формы социального взаимодействия пожилых людей.

Ведётся и общественная борьба со злоупотреблениями со стороны микрофинансовых организаций. Председатель региональной общественной организации «Новая жизнь», депутат Курганской городской Думы Наталья Сёмина сообщила что наведение порядка в работе таких учреждений происходит в рамках проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия». Она возмущена тем, что в таких точках, где выдают деньги «до зарплаты», получить заём может фактически любой. Во время «контрольной закупки» статист обошёл восемь таких заведений на Некрасовском рынке и везде смог взять кредит. А когда операторов в микрозаймовых организациях стала опрашивать сама Наталья Сёмина и задавать вопрос, почему деньги даются человеку, который находится явно в неадекватном состоянии, как он их будет отдавать, те отвечали, что это проблема их не интересует, возвращать кредит будет уже другая организация. Депутат обращает внимание на то, что несмотря на закрытие в с 2017 года ряда точек, тогда их было 82, теперь стало 67, возникла другая проблема. Ряд комиссионных магазинов, которые стали часто появляться в последнее время, не только выдают деньги под залог или принимают вещи под реализацию, но и пытаются навязать займы. В то же время, Наталья Сёмина отметила, что в ряде случаев, по крайней мере, если говорить о тех, кто состоит в «Новой жизни», в ряде случаев удавалось в судебном порядке избавлять должников и их семьи от необоснованно начисленных задолженностей по кредитам.

Интересные рассуждения привёл исполнительный директор регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Алексей Симанов. Он напомнил о недавней ситуации с катастрофами самолётов Boeing-737MAX, которые привели к сотням человеческих жертв, произошедшим из-за ненадлежащего программного обеспечения лайнеров. Какая связь между финансовой безопасностью и авиационной? Дел в том, что в случае с боингами, полёты данной модификации были приостановлены до ликвидации проблем с софтом, а большинство стран мира закрыли для этих самолётов своё воздушное пространство. Поэтому Алексей Симанов ставит вопрос ребром: почему на рынке присутствуют банковские продукты, которые не обеспечивают безопасность от мошенников?

В свою очередь заместитель управляющего Отделением по Курганской области Уральского ГУ Банка России Евгений Шлепенков, считает, что в части требований безопасности, которые регулятор предъявляет к банковскому сектору, приняты исчерпывающие меры для минимизации рисков. Ситуация, которая стала предметом обсуждения на «круглом столе», существует не только в России, но и везде в остальном мире, в Европе, в США. Залог безопасности — личная ответственность потребителя финансовых услуг, начиная с элементарного: расплачиваешься в магазине через карту — прикрывай рукой набор пин-кода.

Евгений Шлепенков рассказал, что в России начал работать институт финансового омбудсмена. К финансовому уполномоченному на данный момент можно обратится по вопросам деятельности страховых организаций, которые работают с ОСАГО, ДСАГО и страхованием средств наземного транспорта (кроме железнодорожного). Начиная с 28 ноября 2019 года потребитель финансовых услуг может направить обращение финансовому уполномоченному в отношении всех страховых организаций (кроме организаций, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование).

Начиная с 1 января 2020 финансовому омбудсмену можно будут направить обращение в отношении всех микрофинансовых организаций, а с 1января 2021 — также в отношении вообще всех всех кредитных организаций, в том числе кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов.

Это сообщение вызвало интерес участников «круглого стола». Однако, в отличие от других уполномоченных (по правам ребёнка, правам человека, правам предпринимателей) деятельность которых масштабируется и на регионы, с появлением соответствующих омбудсменов и там, уполномоченный по финансам будет, по крайней мере пока, только на федеральном уровне. Поэтому в ходе обсуждения появилась идея о том, чтобы всё же создать подобный институт своими силами на территории Зауралья. А пока же участники «круглого стола» пришли к выводу о том, что продолжая повышение финансовой грамотности, необходимо в первую очередь делать упор на финансовую безопасность, усилить координацию действий органов власти, правоохранительных структур, образовательных учреждений и общественных организаций по работе в этом вопросе с гражданами «серебряного возраста».

И самый простой совет о том, как не попасть в руки мошенников, которые по сути используют нехитрые психологические приёмы. Просто надо учиться говорить им «нет».

Источник

, , ,
другие материалы