Доля расходов на оплату коммунальных услуг в регионах Дальневосточного Федерального округа высока и нередко превышает среднероссийский уровень.

На 2017 год самые большие доли приходились на Магаданскую область (15,1%*), Камчатский край (14,4%), Чукотский автономный округ (13,9%), Амурскую область (12,8%). Эти регионы входят в десятку тех, где граждане в среднем платят за ЖКУ наибольшую долю от общей суммы потребительских расходов.

Меньше всего на бюджетах семей отражаются расходы на услуги ЖКХ в Забайкальском крае (7,6%).

*Доля расходов в процентах от общей суммы потребительских расходов. Данные Росстата (ссылка)

Долги растут

Долги населения России за услуги ЖКХ растут — с 2015 года размер общей задолженности россиян вырос в 5 раз и составил 750 миллиардов рублей. Так, общий долг жителей Хабаровска в 2018 году превысил 2 миллиарда рублей, а жители Приморского края задолжали только за электроэнергию 1,4 миллиарда. Долги за коммунальные услуги жителей Якутии составляют 6 миллиардов рублей.

Камчатский край входит и в общероссийский рейтинг по средней сумме задолженности на одного должника, подлежащей взысканию по решению судов. На 2018 это было 123 тысячи рублей.

В чем же причина?

Причина в том, что цены на ЖКУ растут, а реальные доходы населения снижаются. За последние три года в среднем по стране цена за отопление выросла на 10%, за газоснабжение на 12%, за электроэнергию на 16%, а за горячее и холодное водоснабжение — на 18%.

Как наказывают должников

Борьба с должниками происходит жестко — неоплаченные коммунальные услуги отключают, а в случае длительных просрочек могут и выселить.

Коммунальная служба вправе приостановить предоставление коммунальной услуги, если задолженность превышает удвоенный месячный размер оплаты. Однако она может это сделать только после предупреждения жильцов, вручив уведомление под расписку или отправив его заказным письмом.

Если предоставление коммунальных услуг приостановили или ограничили, договор не расторгается, и через два дня после погашения задолженности услугу восстанавливают. Если у вас возникли проблемы с оплатой услуг ЖКХ, обратитесь в управляющую компанию — как правило, они идут навстречу и предлагают различные варианты рассрочки.

Некачественные коммунальные услуги

Не всегда коммунальные услуги предоставляются качественно: часто из горячего крана течет еле теплая вода, батареи не греют, есть перебои с электричеством, но квитанции приходят на полную сумму. Как восстановить справедливость в такой ситуации?

Перестать оплачивать квитанции за некачественные коммунальные услуги — плохая стратегия, управляющая компания просто отключит вам услугу, за которую вы не платите. С такой ситуацией нужно бороться законными методами и добиться перерасчета суммы.

Очевидно, что не все компании с готовностью делают перерасчет. Здесь нужна определенная настойчивость и методичность для восстановления ваших прав.

Как доказать, что услуги ЖКХ некачественные

Низкое качество услуги (например, ржавая вода, низкая температура горячей воды или воздуха) необходимо зафиксировать. Для этого оформите заявку в аварийно-диспетчерскую службу, которая должна составить акт проверки.

Если проверка покажет, что услуга действительно не соответствовала требованиям качества, плата за коммунальные услуги уменьшится вплоть до полного освобождения от нее, в зависимости от причиненного ущерба и времени ее оказания.

Если вы считаете, что управляющая компания саботирует составление актов и в целом не настроена на проведение расследования причин оказания услуги низкого качества, обратитесь в Управление государственного жилищного надзора области или Госжилинспекцию.

Платежи, о которых вы можете не знать

Также нужно тщательно изучать платежи за дополнительные услуги, такие как техническое обслуживание видеодомофонов, систем видеонаблюдения, систем контроля доступа, вывоз крупногабаритного и строительного мусора, обслуживание и охрана придомовой территории, общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и мойка фасадов.  Потому что нередки случаи, когда эти платежи не утверждены решением общего собрания собственников, а установлены управляющей организацией и застройщиком самостоятельно.

Не платите за неиспользуемые услуги

Также перерасчет возможен, если жильцы уезжают из квартиры хотя бы на 5 дней, а счетчиков в квартире нет. Тогда можно подать заявление на перерасчет за холодную, горячую воду, водоотведение (канализирование), газоснабжение, электроснабжение. При подаче такого заявления потребитель, кроме доказательств своего отъезда, должен подтвердить отсутствие в жилом помещении прибора учета, для этого надо предоставить соответствующий акт обследования.

За отопление, газоснабжение для отопления жилых помещений и коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (вывоз мусора, эксплуатация лифта) перерасчет в связи с временным отсутствием жильцов не предусмотрен.

,
другие материалы